«Плавная рать русской Арктики»
«Плавная рать русской Арктики»
logo
Просветительский центр «Доброхот» в контексте поставленных перед собой общеобразовательных и культуртрегерских задач занимается издательской деятельностью. Представляем здесь наши наиболее значимые издания.
Плавная рать русской Арктики
«Плавная рать русской Арктики»«Плавная рать русской Арктики»

От составителя

Вне сомнения, многими нашими соотечественниками морская пехота России воспринимается по-особому: с уважением, восхищением, даже преклонением. Причины тому — и славная история российской морской пехоты (плавнАя рать — звалась она на Руси), и особые традиции, самый строй службы в этих элитных войсках. Между тем, так почитаемая на Кольском Севере (и не только здесь!) 61-я отдельная Киркенесская Краснознаменная бригада морской пехоты Северного флота до сих пор не имела зафиксированного на письме своего исторического пути, не считая малодоступного формуляра соединения, вышедшего в 2003 г. буклета к 60-летию бригады и разрозненных сведений в общих трудах по истории российской морской пехоты. Хотя в последнее десятилетие о бригаде, ее личном составе немало пишут корреспонденты военных и гражданских газет и журналов, но известно, что век газетной статьи не долог.

Пришло время собрать воедино наиболее значимые и характерные материалы периодики, показать путь бригады в историко-исследовательском аспекте, представить воспоминания ветеранов, услышать многоголосицу гарнизона.

Публикуемые материалы разножанровы, поэтому была выбрана форма альманаха, которая позволяет поместить под одной обложкой и сухое историческое изложение, и эмоциональую прозу и поэзию. Часть материалов (они отмечены значком ©) публикуется впервые.

Отметим, что в очерке по истории бригады впервые, на основе архивных документов, приводятся имена двух первых командиров 61-го полка (подполковник В.П. Кузнецов, майор А.Г. Журавлев) — до сих пор в бригаде ее первым командиром считался подполковник Я.П. Пидуст. Очерчивается также боевой путь 61-го полка первого формирования.

С большой охотой откликнулись на просьбу дать свои воспоминания ветераны боевых служб и боевых действий, их заметки читаются на одном дыхании. Подготовка альманаха к изданию подтолкнула к совершенствованию «огневой подготовки» авторучкой и компьютером настоящих асов военного искусства, для которых написание статьи или воспоминаний оказалось той же «наукой побеждать».

Публикуемые стихотворные опыты поэтов-любителей из военного гарнизона заслуживают понимания (ясно, что они не профессионалы) и поздравления с первой публикацией в солидном сборнике.

Основная нагрузка при сборе текстового и иллюстративного материалов легла на плечи подполковника М.А. Саввина, которому принадлежит и сама идея настоящего альманаха. Составление закончено весной 2009 года.

Благодарность всем, чей голос (и видение мира) мы встречаем на этих страницах: профессиональным историкам, архивистам, журналистам, фотографам, ветеранам, действующим офицерам и матросам соединения и Береговых войск СФ, «женскому Спутнику».

Надеюсь, что образ бригады предстает со страниц сборника достаточно целостным. Ну, а что не досказали, упустили, в чем допустили оплошность, — что ж: это первый опыт. Вслед за нами придут другие, напишут новые страницы славной истории морской пехоты Северного флота.

Александр Лоханов

«Плавная рать русской Арктики»«Плавная рать русской Арктики»

«На страже Заполярья», 26 апреля 2010

«Плавная рать русской Арктики» — так называется вышедшая в свет в преддверии Дня Победы книга, посвященная истории 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота России. Произносится ее название с ударением на второй слог — плавнАя рать, так, как это повелось еще со времен Петра Первого, основателя военного флота и морской пехоты.

Тираж ее даже по нынешним временам небольшой — всего 500 экземпляров, так что издание сразу попадает в разряд библиографических редкостей. Тем более сама книга содержит уникальные исторические данные, начиная от истории 61-го полка первого формирования.

Но даже этот тираж было бы невозможно выпустить без спонсорской помощи Кольской горно-металлургической компании и подвижничества сотрудников просветительского центра «Доброхот».

Об этом и говорили на презентации книги, состоявшейся в минувшее воскресение в Мурманской областной научной библиотеке.

В уютном зале собрались представители администрации Мурманской области и города Мурманска, авторы материалов, вошедших в альманах, ветераны морской пехоты и те, кто начинал службу в бригаде. Одним из желанных гостей стал прапорщик запаса Юрий Ревякин, прослуживший в соединении 29 лет.

Андрей Конюшанец, директор просветительского центра «Доброхот», представил собравшимся книгу:

— Наш центр и морскую пехоту связывает давняя дружба, зародившаяся еще в те времена, когда в центре действовал клуб рукопашного боя. С той поры мы воплотили в жизнь несколько издательских проектов, касающихся соединения морской пехоты. Сегодня я рад представить вам новый проект — книгу «Плавная рать русской Арктики«. Мы ставили своей целью собрать воедино наиболее значимые и характерные материалы в разных жанрах — от публицистики до стихов, показать путь полка и бригады не только в историко-исследовательском аспекте, но и через призму личного восприятия служивших в них воинов. Один из авторов известен нам как игумен Аристарх, представившийся в книге под своим мирским именем Александр Лоханов. Поскольку материал совершенно разноплановый, то мы избрали форму альманаха. Мы надеемся , что книга будет интересна и офицерам, и матросам — наследникам славных дел в недавнем прошлом бригады, а ныне полка, и широкому кругу читателей, интересующихся военной историей Кольского Заполярья.

Поздравил присутствующих с выходом книги и глава города-героя Мурманска Сергей Субботин.

— Морскую пехоту нельзя не любить. У нас в России сформировался стереотип морского пехотинца как здорового, сильного парня. Но в морской пехоте высокий рост и красота формы — не главное. Главное — сила духа, воля к победе и стремление выполнить приказ во что бы то ни стало. И я думаю, если заменить все рода войск на морскую пехоту, то сила наших Вооруженных сил не станет слабее, — пошутил Сергей Алексеевич. — То что издаются такие книги, — это самое главное для поддержания памяти. И если мы не переложим на бумагу эти воспоминания, то очень многое потеряем. Спасибо тем, кто участвовал в создании этой книги! Вот такая сила духа, воспитание мужественности и делают службу в морской пехоте привлекательной в глазах мальчишек. Когда я возглавлял призывную комиссию Мурманской области, то столкнулся с тем, что призывники, наотрез отказывавшиеся служить в армии, с радостью соглашались идти в морскую пехоту — настолько высок престиж службы морпеха.

С приветственным словом от администрации Мурманской области выступил Михаил Громов, недавно вернувшийся из поездки в Чеченскую Республику. В подарок музею части он передал фотографии тех мест Грозного, где в середине 90-х годов прошлого века воевали морские пехотинцы.

От имени Кольской горно-металлургической компании авторский коллектив поздравила Елена Борисова:

— Наша компания базируется в Печенгском районе, там же, где и полк морской пехоты. Мы уверены, что наш мирный труд охраняет элита Северного флота, сильные, мужественные люди. Поэтому мы помогаем в улучшении бытовых условий военнослужащих и членов их семей. Когда получили ходатайство командования части об оказании помощи в издании книги, то откликнулись и на эту просьбу. Нас связывает долгая дружба, и мы надеемся, что она продлится еще много лет.

Подполковник Дмитрий Дулич, автор книги по военной истории Кольского Заполярья и один из авторов альманаха, в своем выступлении отметил, что благодарен судьбе за то, что начинал офицерскую службу в морской пехоте, где получил бесценный жизненный опыт. Он также рассказал о некоторых исторических фактах, которые впервые опубликованы в книге и, несомненно, будут интересны читателям и любителям истории.

Подполковник запаса Владимир Левчук, редактор отдела газеты СФ «На страже Заполярья» и автор многих статей альманаха (главный редактор флотской газеты Владимир Мальцев выдал присутствующим «военную тайну» — Владимир Левчук в этой книге выступает и под псевдонимом Владимир Пехотный), пришел на презентацию с гитарой:

— После училища я попал служить в 61-ю бригаду. Это была очень хорошая школа жизни. И сегодня могу сказать, что среди моих сослуживцев нет таких людей, с которыми я не хотел бы встретиться и вспомнить прошлое. Песни, которые я сейчас исполню, посвящаю однополчанам — морским пехотинцам, воевавшим в первую чеченскую кампанию.

Песни участника боевых действий на Северном Кавказе никого не оставили равнодушным, как и написанные им очерки о мужестве, стойкости и героизме его однополчан.

— Жаль, что у такой хорошей и нужной книги маленький тираж. Но это значит, что есть перспектива для дальнейшей работы. Если есть такие книги — значит, молодежь будет тянуться к службе, — отметил Владимир Мальцев.

В заключение встречи перед собравшимися выступил начальник штаба береговых войск СФ полковник Николай Климов:

— Спасибо всем, кто сделал так, чтобы этот праздник состоялся. Ни на одном флоте подобной книги не издавали. Выход ее в свет — праздник для всех морских пехотинцев. Традиции морской пехоты, ее история настолько богаты, что материала хватит еще не на одну книгу.

Андрей ЧЕПОЙ

В честь сильных и мужественных людейВ честь сильных и мужественных людей

«Печенга», 8 мая 2010

В конце апреля в областной научной библиотеке г. Мурманск состоялась презентация книги «Плавная рать русской Арктики». Это издание рассказывает об истории создания 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота, дислоцирующейся в поселке спутник, о ее буднях, а также о героических страницах прошлого: участии морских пехотинцев в Великой Отечественной войне и чеченских кампаниях.

Представили новинку собравшимся специалист научной библиотеки Наталья Мышеловская и директор просветительского центра «Доброхот», издатель Андрей Конюшанец.

— Это своеобразный альманах, собравший воедино воспоминания ветеранов, исторические очерки, прозу и поэзию, посвященные морским пехотинцам, — отметила Наталья Николаевна. — В книге также представлено множество фотографий разных лет. Есть здесь и особый раздел: о духовности человека, воина, защитника Отечества.

— Просветительский центр «Доброхот» и 61-ю бригаду давно связывают хорошие, добрые отношения. — добавил Андрей Иванович, — поэтому данный проект был интересен и одной, и другой стороне. Мы ставили своей задачей собрать воедино различные материалы, показать исторический путь бригады, который неразрывно связан с историей Кольского Заполярья через воспоминания тех, кто лично прошел этот путь. Поэтому и была выбрана форма альманаха, которая позволила объединить под одной обложкой и сдержанные исторические материалы, и эмоциональную прозу и поэзию, и уникальные фотоматериалы.

Конечно, в первую очередь книга адресована самим морским пехотинцам, особенно молодому их поколению, наследникам славных дел бригады, ведь знание истории своей части — один из столпов хорошей службы и достойного выполнения воинского долга. Однако можно смело говорить, что она уже вызвала интерес у широкого круга читателей, что и подтвердили приехавшие на презентацию гости, в числе которых были и представители властей всех уровней: мэр города-героя Мурманска Сергей Субботин, консультант сектора по связям с военными организациями аппарата правительства Мурманской области Михаил Громов, глава ЗАТО Александровск Владимир Ананьев.

Поздравления в адрес морских пехотинцев в связи с выходом в свет альманаха «Плавная рать русской Арктики» прозвучали и от людей, от чьего непосредственного участия зависело появление этой книги. Спонсором издания выступила Кольская ГМК.

— Морская пехота — это элита Северного флота, — сказала главный специалист отдела коммуникаций и социальной политики ОАО «Кольская ГМК» Елена Борисова, — здесь служат сильные, мужественные люди. Уже много лет мы поддерживаем отношения с бригадой, являясь шефской организацией, всегда помогаем ей в реализации социальных проектов. Поэтому руководство компании всецело поддержало идею издания альманаха и выделило средства для ее воплощения.

Еще немало в этот день было сказано теплых слов в адрес авторов и издателей книги, получившейся столь интересной и содержательной. К сожалению, первый ее тираж составил всего 500 экземпляров, но как отметили многие, с учетом появившихся новых материалов и фотографий, это может стать стимулом для переиздания альманаха. К тому же, как выяснилось, желающих стать обладателями уникальной книги уже набралось больше, чем предполагалось вначале, причем не только в России — много бывших военнослужащих бригады проживают сегодня и в странах СНГ. Пока приобрести ее можно в Мурманске, в книжном магазине на ул. Папанина. Ну а дальше остается лишь ждать повторного выхода издания.

Ну а мы поздравляем теперь уже 61-й полк морской пехоты с прекрасным подарком не только в преддверии великого праздника — 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, но и к Дню части, который морские пехотинцы отметили 5 мая.

О. ПОГОРЕЦКАЯ

Единица духаЕдиница духа

(глава из книги)

Подводя некий промежуточный итог духовного движения бригады в последнее десятилетие, можно констатировать следущее. Как и в целом по России, Церковь и ее священнослужители перестали быть диковинкой: увидеть человека в подряснике, рясе на плацу, в казарме, даже на стрельбище — дело вполне уже обычное. К сожалению, тенденция такова, что священник из ближайшего к части прихода (как правило, прикрепленный к части епископом «по разнарядке») участвует (по приглашению командира) только в «знаковых» событиях: на присяге, освящении знамен, техники, благословении бойцов на учения (боевые действия) и т. п. Кто бы спорил: конечно, само по себе это положительное явление. Вспоминается, например, как при отправке на Кавказ во второй чеченской кампании каждый из стоящих в шеренгах матросов всенепременно хотел, чтобы и на него попали несколько капель святой воды с кропила благословляющего их священника. Окропление святой водой, врученные при этом крестики и иконы придавали бойцам веру и силу. И там, на войне, эта вера, как правило, укреплялась, хотя бывало и обратное. И это понятно: такое сложное явление как вера не сводимо только к единоразовой констатации того, что Бог есть.

При заторможенности высших чувств, влиянии окружения тропинка к Небу может походить на пересыхающий ручей. Когда при отправке сводного батальона в Каспийск после моих слов о том, что, уходя за неведомые и опасные горизонты, нужно, помня заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…», иметь чистую совесть в первую очередь перед своими родными (молитвенниками за нас и воздыхателями к Богу), я предложил тем матросам, у кого есть прегрешения против родителей, подойти к кресту и Евангелию для получения разрешительной молитвы, то осмелились это сделать лишь несколько человек. Но когда я уже покидал расположение, то из-за колонн, на лестнице меня накоротке останавливали матросы с виноватым видом (так как испугались это сделать на виду у всех), прося прочитать молитву на прощение грехов против родных. Трогательно и замечательно!

Но, по сути, это лишь начало пути к Богу, к осмыслению себя, своего места и предназначения в мире, понимания высоты и жертвенности воинского служения.

Работа священника в войсках как духовника, а не свадебного генерала, но отца внимающего, понимающего, взыскующего, наставляющего, помнящего тебя и твою конкретную судьбу, сопереживающего за тебя имеет до сих пор немало сложностей.

    Среди них:
  • непрописанность до сих пор законодательно места и статуса священника в армии и на флоте;
  • неотработанность методики работы священства в войсках. Изучаемый в военных отделах епархий опыт дореволюционного военного духовенства применим к современной армии лишь отчасти;
  • инерция мышления руководящих структур (церковной и военной). Работа сводится к мероприятиям. Да чтоб все было торжественно, зримо…
  • уже накопившийся не совсем положительный опыт взаимодействия. Не секрет, что за последние два десятилетия историческая Церковь в России не ответила вполне на «вызовы» времени, на ожидания общества (в том числе и военного);
  • катастрофические для Вооруженных сил изменения в российском обществе. Утрачено целостное понимание Родины, не дан ответ на капитальнейшие вопросы: кого защищать? воров-олигархов, презирающую тебя «золотую молодежь» или только рабочих и крестьян, из среды которых и призывается в основном пополнение? От кого защищать? ведь четкая военная доктина отсутствует. Как защищать: не щадя живота? но служба наемника (по контракту) имплицитно подразумевает иное. И т. д.

Но кроме этих (условно «объективных») причин есть и личностные («субъективные»), которые низводят уровень духовной, а следовательно — воспитательной работы до ущербности. Нет таких носителей веры, глядя на которых всякий мог бы сказать: «В нем — Христос! Он живет Богом, Который определяет его поступки, дарует ему радость и смысл жизни». А для этого необходима не просто рецепция духовного векового опыта Церкви в беседах и через проповедь, но сокровенное ежедневное продвижение к Небу, личный путь к своему личному Христу. Потому-то и нет соработничества священства и офицеров (прежде всего), что последние никак не соберутся выстроить себя во Христе. И как следствие, командование (на всех уровнях) не видит необходимости в духовном наставничестве через священника. Хотя польза личному составу от этого в моральном плане очевидна. К примеру, за время карантина (КМБ) священник может два-три раза встретиться с матросами. Слова, которые он произнесет, уверяю вас, они не услышат ни от командира, ни от воспитателя, ни от психолога. И то доверие. которое устанавливается при этих встречах, может дать фантастические результаты. Так, в осенний призыв 2002 г. на Спутнике почему-то было очень много парней, которые сильно тосковали по дому. они ходили с отрешенными взглядами, всеми правдами и неправдами ища повод вернуться домой («Как там без меня больная мама, родные, моя девчонка? Я должен быть рядом, помогать им»). В конце нашей третьей беседы, когда были разъяснены и на конкретных примерах разобраны понятия духовного общения, где расстояние — при обращении к Богу — не имеет значения, я предложил матросам помолиться своими словами, негласно, с посылом помощи и участия в судьбах их родных. Я стоял впереди них (причем это был не храм, а солдатский клуб), а позади меня творилось чудо. Такой молитвы я не встречал ни в одном монастыре, ни в одном храме! Наверное, так дерзновенно ветхозаветные праведники в столпе огненной молитвы общались с Богом. Понятно, что не все из стоявших там взошли на эту высоту, но большинство лиц было не узнать. Я расстался с ними потрясенным. И когда впоследствии кто-нибудь из этих матросов на ходу или на бегу при встрече лихо мне козырял и улыбался, произнося: «Здравия желаю, батюшка!», это было для нас обоих волнительно, потому что у нас был совместный поход ТУДА, и об этом мы помнили.

Так приобретается не иллюзорный, но действительный опыт восхождения на высоты духа, в свете которого житейские, земные заботы и попечения получают свой ранг и подобающее им значение. Идет созревание и становление бойца (в самом широком смысле слова). Но ведь для этого со стороны отцов командиров должно быть понимание, приятие духовной методики работы с личным составом, инициативность. В том же 2002 г. неожиданно командир бригады пригласил меня срочно приехать в бригаду и побеседовать с разведчиками. Незадолго до этого на Спутнике по моей просьбе провел учебно-тренировочный семинар наш знаменитый рукопашник Алексей Алексеевич Кадочников. Мы были с ним дружны уже несколько лет, я хорошо знал его взгляды на военное искусство, на значение нравственных постулатов в жизни воина (извлечение из его Обращения к воинству приводится ниже). Я приехал в бригаду, провел жесткий и прямой разговор с провинившимися разведчиками. Результат — он всегда принадлежит Богу, но самый факт нашей совместной с командованием работы — явление, без сомнения, позитивное.

Духовная проповедь, наставление могут быть не только в классическом, дидактическом варианте. Мне вспоминается, как после второй Чечни было трудно найти слова, единственно верную тональнось в беседах с матросами, вернувшимися в июне 2000 г. в бригаду. Управляющему епархией, который намеревался выступить перед ними со словом, я высказал свои опасения об эффективности тех приемов, которые, может быть, уместны и работают в обычных условиях, но не этом случае: в ноздрях у матросов еще запах пороха, в глазах отблески выстрелов и разрывов. И управляющим было принято верное на тот момент решение — дать в Спутнике концерт архиерейского хора. Я многократно слышал выступления этого хора как в России, так и в других странах. Не знаю, что за «сверхзадача» им была поставлена, но никогда они не пели (а исполнялись как духовные, так и светские песни) с таким воодушевлением и вдохновением, как с тот день на Спутнике. Постдействие от того концерта до сих пор у меня в памяти. Думаю, что многие ушли из зала обновленными и заново рожденными. Это было настоящее духовно-нравственное очищение (катарсис).

Постройка в 2002 г. в городке часовни — начало новой страницы в духовной истории бригады. Беда, но посещают часовню единицы: как гражданских лиц (в основном женщины), так и военных. Сказывается, конечно, и нерегулярность в службах, и малая воцерковленность жителей гарнизона, и трудности для простых матросов в получении разрешения на посещение часовни. Принципиально, эти трудности разрешимы: была бы добрая воля! В перспективе же постройка на Спутнике большого, просторного храма (с престолом, что позволит служить литургии и причащать верующих, что сейчас невозможно) видится безусловно необходимой. Литургическое единение, которое получают в таинственном, мистическом соединении со Христом, духовное родство через Кровь Христову в Причастии, превратит бригаду в единый духовный организм, подлинное воинство Христово — «Яко с нами Бог»!

Игумен АРИСТАРХ