|
«Ф. М. Достоевский:«Ф. М. Достоевский: личность и творчество»личность и творчество» |
|||||
Предисловие При появлении первого романа Достоевского «Бедные люди» В. Г. Белинский предсказал молодому писателю его будущую судьбу. — «Талант его принадлежит к разряду тех, которые постигаются и признаются не вдруг. Много, в продолжение его поприща, явятся талантов, которых будут противопоставляться ему, но кончится тем, что о них забудут в то время, когда он достигнет апогея своей славы». Прошло более 150 лет после того, как были произнесены эти слова. Достоевский, как и предсказал Белинский, достиг апогея славы во всем мире, завоевав сердца и души человеческие. Такое влияние писатель приобрел благодаря безграничным возможностям своего огромного таланта. Девочка-подросток, возрожденный мученик, житель подполья, петербургский мечтатель — все вместе и каждый в отдельности потрясают читателя бесконечной сложностью психических прозрений Достоевского. Они — зеркало души их творца. О своих героях он писал: «В те долгие ночи, среди восторженных надежд и мечтаний и страстной любви к труду... я сжился с моей фантазией, с лицами, которых сам создал, как с родными, как будто с действительно существующими, любил их, радовался и печалился с ними, а подчас даже и плакал самыми искренними слезами». Достоевский, творя свои произведения, слышал и видел своих героев, радовался и печалился с ними. Поэтому и мы, читатели, как бы видим и слышим их. Л. Толстой в письме к Страхову высказал глубокую мысль: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее». Герои Достоевского стали нашими близкими знакомыми, вечными спутниками жизни. О романах Достоевского написана огромная литература у нас и за рубежом. Однако многое остается спорным. Авторы стремятся отыскать в романах подтверждение своих мыслей, своих уже сложившихся теорий, далеко не всегда обращаясь к тексту романов, к целостному миру героев, к целостной концепции автора. В настоящей работе в центре исследования находится сам текст романов Достоевского. Мы позволяем себе разыскание отдельных психических элементов, сближая сходные описания, чтобы увидеть глубину проникновения Достоевского в таинственные законы человеческого духа. Мы осмеливаемся не пользоваться ни дневниками автора, ни свидетельствами современников Достоевского. Мы стараемся избегать чисто литературоведческих терминов. Фрагменты книги (.pdf):Фрагменты книги (.pdf):
• содержание• титульный лист • стр. 5–6 • стр. 33–34 • стр. 52–53 |